Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Основным инструментом расследования последствий дорожно-транспортных происшествий, где пострадали водитель, пешеходы, пассажиры, где был поврежден автомобиль является экспертиза дорожных происшествий, которую в различных условиях обыватели зачастую по разному именуют то дорожной, то автодорожной, то дорожно-транспортной.

Однако ни одно из вышеуказанных названий дорожной экспертизы не является научно-обоснованным и верным названием, но об этом позднее.

Дорожно-транспортная экспертиза (дорожная или автодорожная экспертиза) в настоящее время остается самым редким видом автотехнических экспертиз, чему служит целый набор причин.

Вне зависимости от того факта, что дорожно-транспортная (автодорожная или дорожная) экспертиза приобрела свое уникальное название более 7 лет тому назад, основная масса практикующих адвокатов, судей, следователей, юристов по прежнему продолжает назначать в следствии или суде) «автотехническую экспертизу», то есть, обозначая лишь класс экспертиз, не уточняя вида экспертного исследования.

Из-за такого общего и абстрактного определения данной экспертизы, в практике довольно часто появляются ситуации, когда в адрес какой-либо организации, где присутствуют тоже вроде бы как «автоэксперты» (эксперты в области транспортной трасологии, оценщики автомобилей, оценщики ущерба), поступают материалы дела, где необходимы специальные знания именно эксперта по исследованию ДТП (дорожных знаков, дорожно-транспортных происшествий, полотна дороги, дорожной разметки).

Возникает нехорошая ситуация, в результате которой материалы возвращаются в судебные или следственные инстанции без исполнения, из-за чего установленные сроки дела затягиваются по причине грамотности участников процесса.

Основные цели и задачи судебной дорожно-транспортной (автодорожной) экспертизы:

• обстановка на месте происшествия: состояние проезжей части, участка дороги за пределами дорожного покрытия, обочин;

• состояние дорожного полотна в месте ДТП, наличия уклонов в продольном и поперечном направлении, закруглений;

• условия видимости и обзорности водителя;

• установление возможности (невозможности) необходимого восприятия водителем ситуации;

• экспертиза технической возможности предотвращения ДТП;

• установление значений параметров и коэффициентов, характеризующих передвижение автомобиля и других участников на месте ДТП: коэффициентов сцепления и сопротивления перемещения транспортных средств и других участников по покрытию автомобильной дороги;

Выяснение факторов, непосредственно связанных с обстановкой перед ДТП, способствовавших возникновению дорожно-транспортного происшествия: неправильное расположение дорожных указателей, неправильная разметка дороги, неблагоустроенность дороги, отсутствие необходимых дорожных знаков и прочие отрицательные условия дорожной ситуации.

Для автодорожной (дорожно-транспортной или дорожной) экспертизы эксперту необходимо предоставить имеющиеся материалы уголовного, гражданского, административного дела, относящиеся к ДТП. Назначающему дорожную экспертизу должностному лицу также следует знать, что для всестороннего и полного исследования необходимо полное изучение имеющегося комплекса информации о дорожно-транспортном происшествии.

Например, в случаях, где основной причиной дорожно-транспортного происшествия являются погодные условия будет необходима справка о погодных условиях в момент дорожно-транспортного происшествия.